Основным нормативным актом, регулирующим порядок предоставления и использования служебного жилья является Постановление Совета Министров Украинской ССР «О служебных жилых помещениях» от 04.02.1988 г. № 37.
Согласно п. 3 Положения, жилое помещение включается в число служебных решением
исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по ходатайству администрации предприятия, учреждения, организации.
Из смысла Положения видно, что служебное жилье является одной из составных частей государственного жилищного фонда. Это означает, что приватизация такого жилья проводится на общих основаниях, указанных в Законе «О приватизации государственного жилищного фонда» и Положении о порядке передачи квартир (домов) в собственность граждан.
Наряду с этим в законодательстве Украины установлен исчерпывающий перечень имущества, приватизация которого не допускается. В этот перечень вошли следующие объекты: квартиры–музеи; квартиры (дома), расположенные на территориях закрытых военных поселений, предприятий, учреждений и организаций, естественных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрологических, зоологических, региональных ландшафтных парков, парков–достопримечательностей садово–паркового искусства, историко–культурных заповедников, музеев; комнаты в общежитиях; квартиры (дома), которые находятся в аварийном состоянии (в которых невозможно обеспечить безопасное проживание людей); квартиры (комнаты, дома), отнесенные в установленном порядке к числу служебных, а также квартиры (дома), расположенные в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Однако, несмотря на вышеизложенное, проблема приватизации служебного жилья до сих пор не теряет своей актуальности. Много людей проживает в служебных квартирах и не имеет возможности их приватизировать, либо просто не знает, как это сделать.
Следует помнить, что служебное жилье – это квартиры, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту своей работы, либо неподалеку от него. Служебное жильё предназначено для конкретных должностей, установленных вышеуказанным Постановлением.
Проблема заключается в том, что законодательством Украины установлено, что квартиры, комнаты, либо дома, признанные в установленном законом порядке служебными, не подлежат приватизации. Данное правило направлено на то чтобы граждане не злоупотребляли правом на приватизацию, ведь предоставление служебного жилья не связано с тем, что человек нуждается в улучшении жилищных условий, а связано именно с необходимостью жить рядом с работой.
Тем не менее, есть шанс получить служебное жильё в частную собственность. Это возможно путем снятия с жилья статуса служебного, и оно официально переводится в категорию государственного или общественного жилищного фонда.
Согласно п. 6 Постановления служебное жильё исключается из числа служебного по заявлению предприятия, учреждения, организации, которое предоставило лицу такое жильё (если дом принадлежит колхозу – решением общего собрания членов колхоза либо собранием уполномоченных). Для этого необходимо подать заявление на предприятие, учреждение или организацию по месту работы с просьбой исключения жилья из служебного жилищного фонда.
В случае согласия работодателя с переводом жилья из статуса служебного в другой статус, им подается соответствующее заявление в исполком. Исполком принимает решение об исключении определенного жилья из служебного фонда. Заинтересованное лицо проводит процедуру его приватизации.
Однако здесь возникает другая проблема. Работодатель, как правило, против вывода квартиры из служебного фонда. В таком случае необходимо подать иск на работодателя с требованием подать ходатайство об исключении жилья из числа служебного, и к исполкому с требованием принять решение о таком исключении.
Выиграть такой иск очень сложно. Но, несмотря на многочисленную практику отказа судов, существуют и положительные решения, хотя они в большинстве касаются военнослужащих, для которых законодательством установлено право на получение жилья для постоянного проживания. К примеру, решением Центрального районного суда г. Николаева от 15.01.2008 г. по делу № ц2-609/08 установлено, что «на протяжении всего времени прохождения военной службы лицо не получило другого жилья, кроме служебного, для постоянного проживания вместе с членами семьи. Суд считает, что истец и члены его семьи имеют право на обеспечение жильём для постоянного проживания за счет Министерства обороны Украины, в том числе путем исключения жилья из числа служебного без учета очередности на получение жилья в общем порядке».
Поэтому весомым аргументом в суде будет являться тот факт, что лицо пребывает на учете для улучшения жилищных условий и ему должно быть предоставлено жильё для постоянного проживания, но по факту было предоставлено только служебное. Однако если предоставление жилья для постоянного проживания не является обязанностью работодателя истца, как, например, Министерства обороны Украины, тогда более вероятно, что в удовлетворении иска откажут.
В этом случае, единственным утешением тех, кому отказали в приватизации служебного жилья, может стать то, что согласно ст. 125 Жилищного кодекса УССР, в случае, если человек проработал не менее 10 лет на предприятии, которое предоставило ему служебное жильё, он ни в коем случае не может быть выселен из него без предоставления другого жилого помещения.
|
|
Дата та час публікації:
2012-11-18 11:14
|