Ответственность за неоформленного работника

    Каждый предприниматель хочет сэкономить на налогах. Этот сложный 'этап проходит каждый и по-разному. Как правило, все начинается с выбора системы налогообложения. Большинство предпринимателей выбирает единый налог и на этом, кажется, проблемы заканчиваются. Однако, это совершенно не так. Работая какое-то время самостоятельно на торговой точке предприниматель начинает задумываться о расширении или, по меньшей мере, о замене себя продавцом.
   Однако принятие на работу продавца сопряжено с огромным количеством формальностей, отчетов, налогов, дополнительных затрат.  Потянуть все это не каждый предприниматель может, да и если честно говорить – не хочет. Что же происходит в этом случае? Чем рискует предприниматель? Предлагаем разобраться.
    Разумным будет сразу начать с вопроса об ответственности. Ответственность за неоформленных работников предусмотрена следующая: Административная ответственность: штраф от 510 грн. до 1 700 грн. (ст. 41 КУоАП). Также сейчас обсуждается в проекте штраф за неоформление работника в размере 30.000 грн. Уголовная ответственность: грубое нарушение законодательства о труде наказывается штрафом до 850 грн. либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на срок до трех лет либо исправительными работами на срок до двух лет (ст. 172 Уголовного кодекса Украины). Дополнительная ответственность для ФЛП на едином налоге – доплата ЕН за неоформленного работника; в случае выявления неоформленных работников в количестве более 10 человек, предприниматель должен перейти на общую систему налогообложения (ст. 5 Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства").
    Какие же существуют пути выхода из указанной ситуации и какие есть нюансы:
    1.  Можно зарегистрировать работников предпринимателями. В этом случае они будут предоставлять уже услуги, а не выполнять трудовые обязанности, а налоги платить сами за себя.  
    2. Работника можно оформить на испытательный срок, или на «стажировку». Однако тогда он должен быть полностью оформлен по трудовому договору в центре занятости и ему должна будет платиться официальная зарплата, за которую предпринимателю-работодателю все равно нужно будет отчитываться также как и за обычное оформление. Миф о принятии на бесплатную стажировку работника – к сожалению не отвечает требованиям закона. Норм, освобождающих от оформления трудовых отношений нет. К сожалению, даже гражданско-правовой договор будет признан трудовым. Следовательно, к нему смогут применить правила о минимальной заработной плате. Единственным выходом будет оформление работника на неполный рабочий день. Это по крайней мере, уменьши т сумму налогов.
    3.  Еще одним вариантом может быть заключение с работником договора аренды части «Вашего» помещения. Но в этом случае, при проверке может возникнуть вопрос, чьим товаром он торгует?
    Вышеуказанные вопросы с оформленным работником могут возникнуть в результате проверок. Исходя из видов ответственности, такими проверяющими органами могут быть чаще всего налоговая инспекция, либо инспекция по вопросам труда.
     Вопросы проверок хозяйствующих субъектов регламентируется законом «Об основных принципах государственного надзора (контролю) в сфере хозяйственной деятельности». Согласно нему проверки могут быть плановыми и внеплановыми.  Плановые проверки регламентируются ст. 5 Закона. Органы государственного надзора   (контролю)   осуществляют  плановые мероприятия   по  государственному  надзору   (контролю)   при условии  письменного сообщения  субъекта  хозяйствования о  проведении  планового
мероприятия не позднее десяти дней до дня осуществления этого мероприятия. Согласно ст. 6 Закона проводятся внеплановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля). Основанием для них является: представление хозсубъектом   письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора(контроля)   об  осуществлении мероприятия государственного надзора(контроля) по его желанию; выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах    обязательной    отчетности,     поданных     хозсубъектом; проверка исполнения    хозсубъектом   предписаний, распоряжений  или  других  предписывающих  документов  относительно   устранения нарушений  требований законодательства,  выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора(контроля); обращение физических и юридических лиц о нарушении  хозсубъектом требований  законодательства. Внеплановое  мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии  согласия  центрального  органа исполнительной власти на его проведение; неподача в установленный  срок  хозсубъектом  документов обязательной отчетности без  уважительных  причин,  а также письменных  объяснений  о  причинах,  которые препятствовали представлению таких документов; наступление   аварии,  смерти  потерпевшего  в результате  несчастного случая  или  профессионального  заболевания,  которое  было  связано   с деятельностью  хозсубъекта Проведение внеплановых  мероприятий  по  другим  основаниям,  кроме предусмотренных   настоящей   статьей,   запрещается,   если   иное   не предусматривается законом или международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлена Верховной Радой Украины.
    Поэтому даже внеплановая проверка не может быть проведена на «пустом» месте. Исходя из этого предпринимателю стоит принять взвешенное решение о возможности содержания на торговой точке неоформленного работника.

Автор статьи: адвокат Морозов А.В.

 


Рейтинг:
0
  Дата та час публікації:
Автор
П.І.Б  Морозов Александр Вячеславович
Рейтинг:  2-й юрист на сайте
Отзывы:  ( + 1 / 0 / - 0 )
Організація:  Ассоциация производственных предприятий
Був 8 р. тому

Коментарі




вул. Княжий Затон 16-а, оф 99 м. Київ, 02095, Україна

Техпідтримка:
E-mail: support@moyadvokat.kiev.ua
Адвокат Київ — юридичні консультації on-line

Copyright 2024 © Всі права захищені.